<< На Главную         <В меню Советы по ArcGIS

Контролируем объекты на топологию в ArcGIS

Научный термин "топология" иногда вызывает некоторую робость  у начинающих пользователей ArcGIS. Но топологичность ваших пространственных данных - ключевой фактор качества при создании электронных карт. Поэтому, если вы работаете в ArcGIS (впрочем , не только в данной ГИС) рано или поздно придется разобраться с этим  вопросом.

 

 

Кое-какие моменты по поводу проверки на топологию наборов данных уже были разобраны на нашем сайте в этой статье. Но, как и во многих других случаях, одну и ту же задачу в ArcGIS можно решить разными способами. В предлагаемом далее подходе разобран ещё один метод  проверки корректности ваших пространственных данных .

Представим следующую типичную ситуацию. Предположим, что мы располагаем шейп-файлом в виде полигонов, который необходимо проверить на предмет того, чтобы соседние полигоны не перекрывали друг  друга (стандартное положение при оцифровке контуров сельхозугодий, к слову сказать) :

Shp-файл для проверки на топологию

Сразу, напрямую проверить исходный шейп-файл на корректность не получиться. Такую манипуляцию можно провести в базе геоданных. Поступаем  сл. образом - в базе данных по умолчанию Default.gdb в панели Каталог щелкаем по правой кнопке мыши и в контекстном меню выбираем Новый>Набор классов объектов ... :

Создать в ArcGIS новый набор класса объектов

 

... и на следующей форме задаем имя набора :

Задать имя набора классов объектов

 

Выбираем систему координат :

Выбрать систему координат класса объектов

 

... и допуски точности координат :

Форма для задания точности допуска классов объектов

 

 

Далее необходимо будет в только-что созданный класс объектов "закачать" наш исходный шейп-файл. Опять же, в панели Каталог щелкаем по правой кнопке по классу объектов и выбираем Импорт>Класс объектов:

Импорт shp в класс объектов

На следующей форме указываем необходимые реквизиты для закачки shp-файла в Класс объектов :

Форма импорта shp в класс объектов

 

Так. Продолжаем движение к нашей цели ... Если на предыдущих шагах все было сделано верно, то наступает очередь создания правил проверки топологии. Для этого в классе объектов снова щелкаем по правой кнопке и выбираем Новый>Топология :

Задать новую топологию для класса объектов

 

Наступает очередь работы с Мастером создания топологий - жмем , само-собой, кнопку Далее :

Мастер для задания параметров проверки топологии

 

Указываем имя для топологии :

Форма задания имени новой топологии и допуска

 

... и выбираем класс, который будет подвергнут проверке :

Указать класс объектов для проверки топологии

 

На сл. форме кликаем по Добавить правило ...:

Добавить правило для проверки топологии

 

... и устанавливаем правило для нашего конкретного случая - Полигоны не должны перекрываться :

Форма Добавить правило для проверки на топологию

 

Как только будет создана топология, программа запросит подтверждение на немедленную проверку :

Запрос на проверку новой топологии

 

В случае обнаружения ошибок, наша карта-пример может выглядеть так - красным цветом будут выделены проблемные локализации (ошибки),  т.е. места на карте, где полигоны пересекаются друг с другом:

Проверить топологию ArcGIS

 

Наступает момент начала рутинной работы по исправлению ошибок - здесь никак не обойтись без работы с панелями Редактор и Топология . На рисунке ниже предположим, что мы исправили одну ошибку (просто банальным образом растащили полигоны) и нажали для проверки на кнопку Проверить топологию в текущем экстенте:

Проверить топологию в текущем экстенте ArcGIS

 

На следующем рисунке видно, что после проведенной манипуляции ошибка исчезла :

Инспектор ошибок при проверке топологии

 

Кроме того, на рисунке выше показан еще один важный инструмент при работе над ошибками - так называемый Инспектор ошибок . Выбираем его и видим форму такого содержания :

Инспектор ошибок топологии - форма списка

 

Если кликнуть по кнопке Искать сейчас , то программа выдаст все обнаруженные дефекты нашей оцифровки :

Инспектор ошибок топологии ArcGIS

 

Переместиться в локализацию конкретной ошибки можно выбрав ее в списке и нажав по правой кнопке Переместить к .

Прим. Пункт Переместиться к ... бывает  важен ещё и вот по какой причине. Некоторые дефекты могут настолько малы, что визуально их  очень трудно вычислить 'глазками'. В такой ситуации единственный выход - воспользоваться описанным выше приемом.

Проконтролировать карту на предмет количества ошибок можно ещё и так. В Каталоге становимся на топологию, по правой кнопке выбираем Свойства :

Меню свойств топологии

Переходим на вкладку Ошибки и жмем Итоговая информация :

Вкладка Ошибки на форме свойств топологии

Апофеозом всей вашей работы по корректировке топологии должна стать такая радующая глаза картинка:

Содержание списка на вкладке Ошибки топологии ArcGIS

 

 

Всем успехов в создании топологически корректных карт !

©Simashkov.2017

16.04.2017 г.

Назад